Виды юридической ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства в Республике Беларусь
Основанием для наступления юридической ответственности является установленный факт совершения лицом правонарушения, создающего условия для коррупции, коррупционного правонарушения либо несоблюдение им определенных требований антикоррупционного законодательства.
Указанная юридическая ответственность устанавливается Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, трудовым кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Ответственность может быть уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной.
К числу коррупционных преступлений, за совершение которых наступает уголовная ответственность, относятся:
- хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
-легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом использованием своих служебных полномочий (части 2,3 статьи 235 УК);
- злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2,3 статьи 424 УК);
- бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2,3 статьи 425 УК);
-превышение власти или служебных полномочий из корыстной или иной заинтересованности (части 2,3 статьи 426 УК);
- незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
- получение взятки (статья 430 УК);
-дача взятки (статья 431 УК);
-посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
-злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности ( статья 455 УК).
За совершение деяний коррупционного характера может наступать ответственность, согласно нормам кодекса об административных правонарушениях, например по статье 11.16 (нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)), статье 11.77 (нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств), статье 23.84 (нарушение порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской) помощи); статье 10.5 (мелкое хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, а равно покушение на такое хищение) и др.
Кроме того, лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности установлен действующим законодательством Республики Беларусь. Порядок применения мер дисциплинарной ответственности за дисциплинарные проступки определен главой 14 Трудового кодекса Республики Беларусь и иными актами законодательства.
Особенности дисциплинарной ответственности отдельных категорий работников могут быть предусмотрены законодательством Республики Беларусь.
Например, пунктами 5, 5-1 статьи 47 Трудового кодекса Республики Беларусь для некоторых категорий работников предусмотрены конкретные обстоятельства прекращения трудовых договоров. Например, для государственных должностных лиц к таким обстоятельствам отнесены:
- не подписание письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией; равно как и нарушение письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.