RU BE EN DE PL

2 апреля - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБ АУТИЗМЕ

В 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН  число 2 апреля объявлено Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. 
 
Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе: 70% - никогда не найдут друзей, около 60% не научатся читать и писать, 95% - не женятся и не выйдут замуж, только 25-30% больных аутизмом смогут устроиться когда-нибудь на работу.  И, наоборот, при ранней диагностике и своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Ведь наибольшая проблема, с которой сталкиваются родители этих детей – это социальное неприятие. Ребенка, даже со слабыми отклонениями, сложно устроить в детский сад, с трудом берут таких детей в общеобразовательные школы. В большинстве случаев, если ребенка и удается «устроить» в массовую школу, то для семьи рано или поздно начинается «марафон выживания» в условиях отвергания ребенка-чудака, необычного и странного, как сверстниками и их родителями, так и отдельными педагогами.  В итоге чаша весов склоняется в сторону перевода его на домашнее обучение. Что проще – изолировать или научиться понимать и помогать?..
 
Причины появления аутизма весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания или проявлением текущего болезненного процесса.
 
Аутизм – это вынужденная самоизоляция в условиях непонятного и пугающего внешнего мира. Это игнорирование (псевдоглухота, псевдослепота), избегание или отвержение мира, связанное со средой, когда окружающее становится постоянным источником неприятных чувственных впечатлений и эмоционального дискомфорта. Ребёнок забирается в аутизм, как улитка в раковину, где ему гораздо спокойней и приятней. Но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишённым и необходимого для своего психического развития потока сенсорной, познавательной и эмоциональной информации. 
 
Детский аутизм является общим нарушением развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивает всю психику ребенка. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице. Если речь развивается, то это – монологи, может быть «магнитофонное» проговаривание слов, фраз, не соответствующее ситуации, «попугайная» речь, сочинение замысловатых слов, вычурные интонации.  Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим и неигровым предметам, необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие. 
 
Дети-аутисты по сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают  пассивно-оборонительную  позицию. Многие страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи, иногда они вообще отказываются есть.  Они крайне ранимы. Не переносят раздражители, интенсивность которых вполне приемлема для ребёнка с нормальным развитием. С их повышенной чувствительностью связано отсутствие зрительного контакта (когда ребёнок смотрит куда-угодно, только не в глаза, иногда «сквозь» - отрешённо). Т.к. лицо человека, особенно взгляд, является наиболее сильным раздражителем среды.
 
Обычные окружающие предметы, явления и некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Признаки сильного страха у этих детей часто кажутся необъяснимыми. Если все же попытаться понять происходящее, то окажется, что нередко чувство страха возникает в результате навязчивой идеи. Например, дети иногда бывают одержимы идеей, что все вещи должны располагаться строго упорядоченно по отношению друг к другу, что все в комнате должно иметь свое определенное место и если вдруг не находят этого, начинают испытывать сильнейшее чувство страха. Новая одежда, новый маршрут, даже новая игрушка могут вызвать панику с визгом, криками, агрессией и самоагрессией, когда он бьет и кусает мать или тяжело травмирует себя. У аутичных детей встречаются и необычные пристрастия, фантазии, влечения и они как бы полностью захватывают ребенка, их нельзя отвлечь, увести от этих действий. Диапазон их очень широк. Одни дети раскачиваются, перебирают пальцами, теребят веревочку, рвут бумагу, бегают по кругу или от стены к стене. Другие проявляют  необычные пристрастия к схемам движения транспорта, планом улиц, электропроводки и т.д. У некоторых имеются фантастические идеи перевоплощения в животное или сказочный персонаж.  Часть детей стремиться к странным, неприятным на обычный взгляд действиям: залезают в подвалы на помойки, постоянно рисуют жестокие сцены  (казней), проявляют агрессивность, в действиях. Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании опережающих возрастные нормы односторонних способностей (математических, конструктивных и др.) и интересов  с несостоятельностью и беспомощностью в практической жизни, в усвоении обыденных навыков. Обращает на себя внимание однообразный и односторонний характер развития способностей и увлечений этих детей: любят перечитывать одни и те же книги, коллекционировать однообразные предметы. Их увлечения и интересы односторонни и оторваны от действительности (сочинение бессмысленных стихов, “чтение” книг на непонятном языке, не «по возрасту» интерес к математике, языкам, шахматам, музыке), они не играют со сверстниками в сюжетные игры.
 
Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:
не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";
не откликается на имя при сохранном слухе;
обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к своему интересу);
не обращается за помощью; 
долго и монотонно играет с предметами, которые не являются игрушками;
не пользуется указательным жестом;
не пытается чем-то поделиться;
использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
 
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому врачу-психиатру.
 
Характерно, что в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям, необходим комплексный подход. Роль врача-психиатра важна  в лечебно-диагностическом аспекте, а в коррекции аутизма ведущая роль принадлежит психологам и дефектологам.
 
Коррекция длится на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей. 
 
Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. Не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех, терпение, целеустремленность и, самое главное, любовь к своему ребенку.
 
 
Главный внештатный специалист 
по детской психиатрии
главного управления 
по здравоохранению                                                                                                                          Т.В.Кузьмицкая