RU BE EN DE PL

Руководство для родителей по вопросам обеспечения медиабезопасности

Мы хотим, чтобы каждая семья была современной и шла в ногу со временем.
Мы хотим, чтобы и взрослые и дети чтили сетевой этикет и общались на равных.
Мы хотим, чтобы все родители знали, как вытащить детей из виртуальных бед.
Мы хотим, чтобы дети были полноценными участниками информационного общества, а не марионетками.

Сейчас дети много времени проводят в Интернете - это один из показателей современного информационного общества. Но детей нужно воспитывать и контролировать, ведь виртуальные проблемы нередко затрагивают жизнь в мире реальном. В виртуальном мире свои порядки и кумиры, свои опасности -  взрослые просто обязаны о них знать. Вы знаете эти правила, порядки, молодежных кумиров и как защитить своего ребёнка от опасностей и не потерять его в соцсетях? Данное руководство призвано помочь родителям обеспечить безопасное использование детьми мобильных устройств и интернета.

​​         Если с ребенком не поддерживать диалог, в том числе по аспектам виртуальной жизни, то это приведет к формированию неполноценных взаимоотношений в семье, а затем, ребенок окажется в депрессивных сообществах душевной боли, в которых он начнет делиться проблемами со всем миром. А вот затем, ребенка превращают в марионетку, им начинают манипулировать, и  вовлекают во что угодно: от педофилии до преступных и террористических сообществ.​

Только вдумайтесь. Миллионы детей в группах душевной боли и грусти. Сотни тысяч детей играют в смерть. Почти все школьники подвергаются интернет-домогательству. Половина девочек-подростков  стремятся похудеть до 30 кг. И сейчас абсолютно все дети подвергаются негативному влиянию соцсетей.

Важно, чтобы каждый ребенок делился проблемами своей и реальной и виртуальной жизни со своими родителями, а не с преступными элементами в соцсетях.

ЗАБЛУЖДЕНИЯ МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ 

Миф № 1. «Дети в виртуальном мире должны жить самостоятельно». 

В корне неверно. Мы же спрашиваем у своих детей: кто твои друзья в школе, во дворе, и т.д.? Примерно так же, нужно интересоваться виртуальной жизнью своих детей, но для этого нужно знать процессы, которые происходят в соцсетях. Ведь Интернет - целый мир, в котором живут более 3 млрд. человек, но этот мир более коварный и опасный. 

Миф № 2.  «Папа понимает в компьютерах, если что, разберется, нашей семье ничего не угрожает». 

Не путайте навык безопасного пользования интернетом и контроля за деятельностью детей со школьным курсом компьютерной грамотности. Разработана современная концепция "Информационная безопасность семьи и детства", без которой даже папа - программист не сможет знать, что происходит у детей в соцсетях и как, например, предотвратить виртуальные конфликты или выявить контент, который повредит психическому здоровью ребёнка. 

Миф № 3.  «С ребенком периодически работает психолог в школе, у нас всё хорошо». 

Только специалист, прошедший курс обучения по вопросам медиабезопасности, может реально обучить ребёнка навыкам правильного поведения в интернете. Теперь детская психология должна быть реформирована и дополнена новой отраслью знаний - "киберпсихология", ведь в Интернете другие правила, порядки, эмоции, поведение. 

Миф № 4.  «Кого нет «В Контакте», тот изгой». 

Не совсем верно, нам нужно возрождать систему авторитетов. С учетом негативной обстановки, складывающейся в Интернете, старайтесь не допускать ребенка до соцсетей минимум, до 12 лет. При этом, напоминайте ребенку, что авторитет должен зарабатываться не модностью гаджета, не количеством лайков и репостов, не уровнем прохождения компьютерных игр, а умом, ловкостью, силой, рассудительностью. Если ребенка в школе «давят» по поводу того, что он не зарегистрирован в соцсетях, он должен знать, что ответить. 

Миф № 5.  «Наш ребёнок давно пользуется смартфоном и разбирается в безопасности лучше нас, и мы спокойны». 

Многие взрослые познакомились с мобильными устройствами уже в сознательном возрасте, а ребёнок держал в руках смартфон чуть ли не с младенчества. Но это не делает ребенка главным техническим специалистом в доме. Даже если ребенок умеет пользоваться интернетом, это не означает, что он осознает последствия каждого действия в Глобальной компьютерной сети Интернет. Родителям необходимо разбираться в контенте для детей и знать опасности сети. И вы должны быть всегда готовы к моменту, когда ваш ребенок найдет в Сети что-то незнакомое и будет нуждаться в разговоре с кем-то более опытным. Важно вовлечь ребенка в диалог. Поэтому в семье так важна доверительная атмосфера, где дети могут свободно задавать вопросы и получать исчерпывающую информацию в доступной форме.

При обращениях, мы часто наблюдаем следующую картину:

  1. Родители не знают, чем занимается их ребенок на компьютере и смартфоне.
  2. Родители не знают, какие соцсети и аккаунты использует ребенок либо гаджет запаролен.
  3. Родители не понимают, какими компьютерными играми увлечен ребенок и не знают тематику игр.
  4. Ребенок иногда использует какие-то современные словечки и фразы, но родители не понимают и не интересуются, что они означают.
  5. В семье невозможно урегулировать время работы с компьютером и ребенка тяжело от него "оторвать". Для того чтобы ребенок выключил компьютер (убрал гаджет), применяются репрессии.
  6. Ребенок не рассказывает родителям о виртуальных друзьях и увлечениях, никогда не обращался с проблемами.
  7. Ребенок перестал встречаться с друзьями и стал мало гулять во дворе, при этом, утверждает, что конфликтов не было.
  8. Начала хромать дисциплина, успеваемость в школе, нарушен сон, изменилось настроение и поведение без веских на то причин.​

​99% родителей, чьи дети попали в деструктивные группы, почти в один голос  говорят: "Знали, что Интернет опасен, но никогда не думали, что беда случится именно с моим ребенком". И только как "грянул гром", осознали, что не уделяли должного внимания вопросам интернет-безопасности. 

Сегодня полный запрет доступа детей к технологиям не решает проблему безопасности. Современные технологии – важная часть повседневной жизни, необходимая для развития. Вместо того чтобы устанавливать тотальный запрет, поговорите с детьми о безопасности и организуйте взаимодействие ребенка с гаджетами. 

КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ РЕБЁНКА В СОЦСЕТЯХ

И УБЕРЕЧЬ СВОИХ ДЕТЕЙ ОТ ДЕСТРУКТИВНЫХ САЙТОВ В ИНТЕРНЕТЕ.

Началась активная борьба «с группами смерти», но мы не изменим ситуацию до тех пор, пока не искореним истоки этого опасного явления. Кроме «групп смерти», которые постоянно перерождаются, соцсети наводнены другими деструктивными движениями. 

Чтобы выработать противоядие, следует разобраться в том, как детей привлекают в деструктивные группы. Тактика информационного воздействия на детей схожа с сектантской и включает следующие этапы вербовки:

  1. Изучить ребенка и его окружение. 

Соцсети для этого дают безграничные возможности - легко узнать интересы, склонности, черты характера, обстановку в семье и пр.

  1. Приманить, соблазнить. 

Соцсети помогают злодеям «втянуть» ребенка в игровой процесс, который применяется и в «группах смерти». Иногда всё начинается с безобидного обмена рисунками, но далее, интересы ребенка расширяют в нужном для злоумышленников направлении.

  1. Оторвать ребенка от родителей, друзей. 

Сейчас в соцсетях детям навязывают состояния тоски, печали, грусти, ненужности, а также дают понять, что все проблемы могут решить не родители, не реальные друзья, а друзья виртуальные. Назовём их идеологами.

  1. Сделать возращение к родителям и друзьям невозможным. 

На этом этапе ребенка уже сложилось обманчивое восприятие действительности, навязаны другие ценности, произошла деморализация. Ребенок уверен, что не нужен родителям, друзьям, а все проблемы могут решить только «друзья» из соцсетей. Родители становятся для ребенка обузой, появляется агрессия. Ребенок с легкостью идёт за теми, кто его приманил, ввязывается в «группы смерти» и иные опасные движения. Появляется склонность к деструктивному поведению, когда один из способов решения проблем, в том числе, самоубийство.

 Вернуть ребенка в семью «легким движением волшебной палочки» иногда становится невозможным, кроме как при помощи радикальным мер, например, круглосуточного наблюдения в условиях психиатрического стационара. 

Экспертная группа специалистов разработала направления, чтобы ребенка не довели до этапа № 4. В основу подхода должно быть заложено:

  1. духовно-нравственное воспитание в семье,
  2. сохранение общепризнанных ценностей и
  3. обучение родителей и детей навыкам медиабезопасности и жизнестойкости через специальный тренинг.  

Интернет удобный для детей мир, в котором царят анонимность, хаос и свобода доступа к любой информации. Сейчас у детей обманчивое представление, что они «короли Интернета» и должны в нём жить без участия родителей. Нужно менять это представление. В большинстве соцсетей регистрация открыта с 14 летнего возраста. Поэтому, если вы допустили ребенка к соцсетям, дайте ему понять, что это «почетное право», которое родители могут ограничивать на законных основаниях. На этапе «знакомства» с соцсетями, договоритесь, что допуск к ним возможен, если они не будут мешать учебе и при условии соблюдения:

  • правил виртуального поведения,
  • внутрисемейных договоренностей,
  • распорядка дня.

Если договоренности ребенком не соблюдаются, то нужно применять меры воздействия, в том числе, снижение времени или исключение интернет-прогулок, при этом в помощь есть различные программные решения. 

При этом на момент первого самостоятельного контакта с интересным и притягательным виртуальным миром ребенок должен знать:

  1. Что такое семья, понимать, что родители несут ответственность за развитие, воспитание, безопасность и ближе чем родители, никого нет. Чаще рассказывайте истории из своей жизни: как развивалась дружба в вашем детстве, как отличить настоящую дружбу от ненастоящей, как появилась и развивалась ваша семья и пр. Объясните, что такое семейная тайна и что делиться со всем миром персональными данными и личными аспектами жизнедеятельности не правильно, и зачастую опасно.
  2. Психо-сексуальное воспитание.

Сейчас дети не понимают, что такое любовь, у многих складывается впечатление, что от знакомства до близких отношений один шаг. У подростков в развитии романических отношений теряется этап «ухаживания». Появилась мода играть «виртуальные свадьбы». Но что делать после свадьбы, как разрешать проблемы и нести ответственность за семью «молодожёны» не имеют ни малейшего представления. Таким же рядовым делом им кажется развод. Поэтому, не забывайте про поло-ролевое и сексуальное воспитание, при котором нужно развивать ценность семьи, любви и верности, отцовства и материнства.

  1. Занимайтесь интернет-воспитанием. Ребенок должен понимать негативные стороны всемирной паутины - напоминайте, что виртуальный мир коварен, собеседники могут быть не те, за кого себя выдают, каждое действие в Интернете оставляет «след» и мгновенно распространяется по всему миру. Объясните ребенку, что далеко не вся информация в интернете достойна доверия.

Не разрешайте детям публиковать в интернете личную информацию Объясните детям, что конфиденциальная информация никогда не запрашивается по электронной почте или в чате. Объясните детям, что информация, проиндексированная поисковыми системами, навсегда останется в Сети. После публикации пользователь теряет контроль над своими данными, любой может использовать и распространять эту информацию. Пусть дети возьмут за правило никогда не публиковать фотографии, статусы и другой контент, который они не хотели бы показывать родителям или родственникам. Это распространяется на соцсети, мессенджеры, блоги и другие сервисы.

  1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения:
  • Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме.
  • Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями из сети.
  • Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.
  • Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
  • Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
  • Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
  • Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закона.
  • Укажите список запрещенных сайтов («черный список»).
  • Познакомьте их с Руководством по общению в Интернет (в том числе в чатах), изучите сетевой этикет. 
  1. Также, необходимо ввести договорную систему ограничений. Компьютер с подключением к Интернет должен находиться в общей комнате. Оговорите график пользования Интернетом. Например, после школы нужно сделать уроки, погулять во дворе, покормить домашних животных и пр., а в выходные, когда меньше нагрузок на нервную систему, возможно погулять в виртуальном мире. Для младших школьников, не более чем на 1 час в день, для старших не более 2-х часов одномоментного сеанса за компьютером за любым видом деятельности (учебной или развлекательной). Кроме ограничений, должны применяться запреты на общение с незнакомыми и в ночное время.
  2. Поощрять и наказывать ребёнка компьютером категорически нельзя. Это повышает ценность компьютера в глазах ребёнка и способствует формированию зависимости. Компьютер
  3. Развивайте культуру общения — это касается всех членов семьи не только в реальном мире, но и в виртуальном. Не забывайте, что в Интернете другой стиль общения и поведения, называемый сетевым этикетом.
  4. Сделайте Интернет инструментом для развития — вовлекайте ребенка в позитивную медиасреду. Помогайте жить ребенку в этом мире, поддерживайте его виртуальные интересы, но с одним условием — интересы должны не разрушать психологическое здоровье и способствовать формированию здоровой личности. Герои фильмов и мультфильмов должны решать проблемы и задачи возраста вашего ребёнка и вести себя так, как вы хотите, чтобы ваш ребёнок вёл себя в отношениях с людьми.
  5. Не забывайте про периодический контрольвиртуальных друзей и сообществ, в которых ребенок ведёт деятельность, а также контента. Если  тематика сообщества не понятна, попросите ребенка это пояснить, поищите информацию в Интернете - даже картинки и символику сообществ можно проверить через сервис "Поиск по картинке", предоставляемый компаниями "Яндекс" и "Google". Также, внимания заслуживают сервисы, позволяющие искать скрытых и скрывающихся друзей, например этот. Если ребенок что-то скрывает, значит есть что скрывать.

Ни одно событие не должно оставаться без внимания. Проверяйте, в том числе, аудио- и видеозаписи в профиле на предмет их отнесения к экстремистским материалам через сервис МВД. 

9.Займитесь саморазвитием. Родителям, нужно постоянно познавать и быть в курсе актуальных интернет-угроз. Для не имеющих навыков родителей в регионе создан удобный и бесплатный инструмент для саморазвития и консультаций - Родительский форум http://www.child-security.net/forum      или http://forum.bresta.by/forum15/ . Не стесняйтесь участвовать в дискуссиях, задавать вопросы. В дискуссиях принимают участие ведущие специалисты всех субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и охраны детства (в том числе защиты детей от интернет-угроз). 

Рекомендации по техническому контролю: 

1.Чтобы оградить детей от посещения нежелательных сайтов, рекомендуем подключить услугу «Родительский контроль» от интернет-провайдера byfly, которая предназначена именно для того чтобы защитить ваших близких от нежелательной информации. Подключиться к услуне «Родительский контроль» можно или в сервисных центрах РУП «Белтелеком» или самостоятельно в кабинете пользователя.

  1. Блокировка (фильтрация) нежелательного содержимого Интернет-ресурсов осуществляется системой FortiGuard, в базе которой содержится более 100 млн. сайтов.
  2. Функции родительского контроля можно использовать как в браузерах, так и в антивирусных программах. Например, в ESET NOD32 SmartSecurity, KasperskyInternetSecurity предусмотрен модуль «Родительский контроль». Кроме того, вы можете выбрать специальное мобильное приложение – ESET NOD32 ParentalControl для Android.

Существуют подобные инструменты для игровых приставок, таких как NintendoWii, Playstation и Xbox 360. Особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary InternetFiles в операционной системе).

  1. Настройте параметры безопасности для социальных сетей Параметры безопасности в соцсетях, установленные по умолчанию, не гарантируют безопасности. Рекомендуется посвятить немного времени их правильной настройке и проверить, какая информация находится под угрозой утечки.
  2. О характере и объеме информации, полученной детьми в интернет – ресурсах, необходимо узнавать в «Журнале обозревателя» программы "InternetExplorer".
  3. Не разрешайте иметь свой собственный электронный почтовый ящик, ребёнок должен пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет опять же KasperskyInternetSecurity версии 7.0 со встроенным родительским контролем. 

Тактические  подсказки для родителей

  1. Не рекомендуется создавать для ребенка учетную запись с правами администратора. Создайте для ребенка учетную запись с правами обычного пользователя – это позволит вам эффективно контролировать его онлайн-активность. Учетная запись с правами администратора должна использоваться только взрослым.
  2. Настройте использование https. Убедитесь в том, что ваш ребенок открывает сайты с защищенным протоколом https (наименование протокола отображается в адресной строке браузера). Это позволит избежать перехвата информации – данные передаются в зашифрованном формате, который не распознают вредоносные программы. Посоветуйте детям-подросткам использовать эти настройки и при доступе к соцсетям через публичный Wi-Fi.
  3. Используйте надежные пароли. Напомните детям, что пароли нельзя передавать или давать на время даже лучшим друзьям.
  4. Не забывайте регулярно обновлять антивирус и программу родительского контроля.
  5. Просматривайте историю посещения сайтов ребенком. Если вы обнаружите, что история подчищена, найдите повод, чтобы с ребенком поговорить.
  6. Проверьте настройки веб-камеры и убедитесь, что она отключена или закрыта, если в данный момент не используется.
  7. Проверьте настройки профиля ребенка в соцсетях. Открытый доступ к профилю может подвергнуть ребенка риску.
  8. Не переходите по подозрительным ссылкам.
  9. Скачивайте программы и мобильные приложения только из официальных источников.
  10. Используйте комплексные антивирусные продукты и решения.
  11. Избегайте заполнения сомнительных форм с персональными данными в Сети.
  12. Не открывайте файлы от неизвестных отправителей.

Если вы узнали, что ваш ребёнок посещает опасные сайты: 

ВЫ МОЖЕТЕ ПОПЫТАТЬСЯ СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО, если:

  1. У вас с ребёнком доверительные отношения;
  2. Интернет и компьютер не является сверхважной ценностью для вашего ребёнка по сравнению с другими интересами (секциями, кружками, хобби);
  3. Вы хорошо владеете компьютером и имеете представление о программах родительского контроля в сети;

Для этого перейдите по ссылке:                                                и изучите материалы психообразовательного курса в помощь родителям «Как обеспечить медиабезопасность ребёнка». 

ВАМ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ

к специалистам, если 

  1. У вас с ребёнком неблизкие (конфликтные) отношения.
  2. Ваш ребёнок зависим от компьютера и интернета (на ограничение времени за компьютером реагирует агрессивно, не имеет других интересов и друзей).
  3. Вы не владеете компьютером на уровне продвинутого пользователя

Запись по телефону:

Психологи готовы проконсультировать, оказать психологическую помощь. Телефон круглосуточной психологической помощи 40-62-26,  телефон для справки и очной консультации: 20-15-55, 97-43-62 с 9 до 16 в рабочие дни.

По вопросам настройки домашнего компьютера, настройки опций родительского контроля можно обращаться к преподавателям информатики в школе своего ребенка или к специалистам Белтелекома. 

Консультант оценит факторы и степень риска, а также  необходимость пройти курс обучения для родителей «Как обеспечить медиабезопасность ребёнка».

МАТЕРИАЛЫ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по выявлению принадлежности ребёнка

к группам смерти

«КАК НЕ ПОТЕРЯТЬ РЕБЁНКА В СОЦСЕТЯХ?»

 

ВИДЕО – опасности Интернета для детей:

http://www.youtube.com/watch?v=8AOhNqnTGok&feature=player_embedded

http://www.youtube.com/watch?v=Gj-NciF1Qx0&feature=player_embedded

http://www.youtube.com/watch?v=Z21mYVa-VmE&feature=player_embedded

Прежде всего, постарайтесь не поддаваться панике. Ваш ребенок может и не состоять ни в каких опасных сообществах, но вы уже накрутили себя и обязательно начнете приставать к нему издалека или станете допытываться в открытую, что может только испортить ваши отношения.

Категорически нельзя: выпытывать, критиковать, ругать, истереть, запрещать.  Не нужно отбирать телефоны или запрещать компьютеры – этим вы только спровоцируете вранье во избежание дальнейших запретов.

Не следует также демонстративно игнорировать болезненную тему или же делать вид, что ничего не происходит. Это другая крайность, которая так же ни к чему хорошему не приведет. Не стоит путать спокойствие с безразличием.

Начните с оценки ситуации. Присмотритесь к ребенку, пообщайтесь с ним, понаблюдайте, чтобы понять - насколько он осведомлен о данных группах, в какой степени проявляет к ним интерес. Корректный родительский контроль за тем, что происходит с ребенком в интернет-пространстве необходим для обеспечения его безопасности.

Шаг первый: найти страницу ВКонтакте.

Для начала вам необходимо зарегистрироваться ВКонтакте. При этом важно помнить, что дети, а особенно подростки очень ранимы. Они тщательно оберегают свое «Я» и не терпят вторжения взрослых в личную жизнь, поэтому нужно действовать деликатно.   

Шаг второй: хештеги.

Проверьте присутствие на странице хештегов - специальных меток со значком #, с помощью которых дети сигнализируют организаторам суицидальных групп о готовности вступить в игру. Недавно администрация ВКонтакте заблокировала большое количество хештегов (#f57#морекитов#тихийдом#хочувигру#млечныйпуть#няпока и т.д.), однако появляются новые. Как правило, с намеренно пропущенными буквами. Обычно хештеги стоят после коротких стихотворных посланий.

Шаг третий: видео и аудиозаписи.

Изучите разделы «видео» и «аудиозаписи». Нет ли там подозрительных роликов о «Тихом доме», Рине Паленковой и других детей, совершивших суицид, сцен насилия, записей трансляций реальных суицидов и т.д. Прослушайте аудиозаписи групп и исполнителей, особенно тех, чьи названия вам ничего не говорят. В последнее время ВКонтакте появилось  много маргинальных рэп- и рок-исполнителей, которые призывают слушателей  «выпиливаться», резаться, вешаться и т.д.   

Шаг четвертый: фотографии.

Изучите фотографии и картинки на странице,  особенно в альбоме «Сохраненные фотографии».  Особую тревогу должны вызывать: картинки с подписями, в которых ключевыми словами являются  «одиночество», «предательство», «боль», «надоело», «сдохнуть», «умирай», «вскрывайся», «зависай». Часто фоном для них служат депрессивные пейзажи, панельные многоэтажки, мосты, лестницы, поезда, рельсы, окна и т.д. 

  • Подписи к фотографиям в форме высказываний, обесценивающие такие понятия как любовь, уважение, дружба, доверие, семья и т.д. Например:

«Чем шире ты раскрываешь объятья,  тем проще тебя распять»,

«Потеряв доверие к одному, сомневаешься во всех»,

«И каждый день одно и то же», «Делай вид, что живешь»

«Нас всегда заменяют другими», «Никому нельзя доверять»,

«Чувствуешь себя опустевшим? Ты просто отдал всего себя и остался ни с чем», «Я любил тебя по-настоящему, а ты предала меня». 

«Пора понять, что все люди – твари, которые пользуются тобой»,

«Ни к чему нельзя привыкать», «Не ныряй в человека. Захлебнешься»

  • изображения рук, протянутых вдаль, лиц, прикрытых ладонью;
  • лезвий, ножей, веревок, крыш, падающих людей, виселиц, таблеток, ножей, пистолетов и прочих атрибутов суицида;  
  • летающих китов, различных оккультных и сатанистских символов, пентаграмм, различных вариаций числа 666, планет и т.д.;
  • часов, показывающих время 4:20;
  • известных подростков-самоубийц: Рины Паленковой, Дениса Муравьева и др.;
  • порезанных или проколотых булавками или иглами частей тела, рук, языка, губ, а также синяков, ссадин и т.д.

Фотографий может быть очень много, до 10 000, тем не менее, не поленитесь и просмотрите, как можно больше,  потому что подростки стараются спрятать суицидальные картинки поглубже, чтобы осложнить их поиск.    

Шаг пятый: интересные страницы.

Это страницы людей и групп, на которые подписан ребенок. Таких групп может быть много. Как определить, какая из них является опасной? Придется потрудиться, поскольку за вполне нейтральным названием вроде «Моя душа» или изображением на аватаре милого животного может скрываться группа пропагандирующая суицид.  Особое внимание нужно обращать внимание на группы:  

  • со словами в названиях: «тихий дом», «киты», «море», «смерть», «мертвый», «суицид», «подростки», «грусть», «выход», «ад»,  «4:20», «разбуди», «шрамы», «порезы», «вены», «кровь» и т.д.; с названиями на английском и любом другом языке, в том числе с иероглифами, ивритом, арабской вязью, санскритом, любых других экзотических языках и т.п.; с изображением оккультных и сатанистских символов и знаков;
  • тематические группы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о самоубийстве», либо культовым в этой среде фильмам, например, «Зал самоубийц», «Девственницы-самоубийцы» и др.;
  • тематические группы, посвященные подросткам-самоубийцам и подросткам-преступникам;
  • группы, пропагандирующие расизм, неонацизм и фашизм; 

Шаг шестой: друзья и подписчики.  

Обратите внимание на список друзей вашего ребенка. Опасным  сигналом является наличие в нем фейковых (фальшивых) страниц.

Как отличить фейки от страниц реальных пользователей? У фейков на аватаре нет личных фотографий. В разделе о себе - минимум данных. Они имеют вычурные имена и фамилии: Август(ина), Октябрина, Фридрих, Ада, Рейх, Лис, Кот, Кит,  Вайс, Тян, Енот, Шрам, Штерн, Штольц, Шульц, Сетх, Холод, Верховный(ая), Каспийский(кая), Топский(кая), Смертин(а) и т.д.

Если вы выявили среди друзей вашего ребенка подозрительного «друга», нужно зайти на его страницу и проверить наличие суицидального наполнения: хештеги, тексты, мемы, фотографии, аудио и видеозаписи. Если вы обнаружили признаки увлеченности суицидальной романтикой на страницах реальных друзей вашего ребенка,  попытайтесь связаться с их родителями. Возможно, это поможет предотвратить беду.

Просмотрите также всех подписчиков вашего ребенка. Особенно если среди них есть взрослые люди. Проверьте подозрительные страницы на содержание противоправного контента.

Понять круг интересов и общения ребенка можно с помощью раздела «новости». Кликнув на него, вы сможете увидеть обновления страниц друзей и групп, на которые подписан ваш ребенок. 

Шаг седьмой: если ребенок зарегистрировался под вымышленным именем.

С этой проблемой столкнулись многие родители, чьи дети стали жертвами суицидальных групп. Однако можно попытаться найти вторую  страницу среди друзей и подписчиков ребенка на его «официальной» странице. Вторую страницу также можно поискать в списках друзей у его одноклассников, или на странице школы и класса.   

И главное, уважаемые родители, сохраняйте здравомыслие. Помните, ребенок может разместить мрачные мемы, картинки, песни и видео просто из любопытства или потому что это модно, при этом он вовсе не помышляет свести счеты с жизнью. В этом случае следует доверительно поговорить с ребёнком, используя материалы образовательного курса для родителей _______________________________________.

Однако если таких картинок слишком много, то это повод серьезно задуматься о его душевном благополучии. Если вы столкнулись с реальной угрозой, необходимо связаться со специалистом.

ЧТО ОБЯЗАТЕЛЬНО НУЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ,

ЧТОБЫ СОЗДАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЁНКОМ. 

  1. Интересоваться жизнью ребенка: внимательнее относиться к тому, чем живет ваш ребенок. Следите за его увлечениями, но не пугайтесь, если он, например, начал слушать грустную или тяжелую музыку, это абсолютно типично для подростка.
  2. Сохранять и укреплять доверие -  лучший способ оградить ребенка от опасности – это поддерживать с ним доверительные отношения. Разговаривать с ним честно и прямо, учить его мыслить и рассуждать. Можно не соглашаться в чем-то, спорить, искать аргументы, но не пытаться подавить его своим авторитетом. В конечном итоге помните, что рано или поздно он вырастет, и его взгляды поменяются. Сначала, вместо того, чтобы взламывать его страницы, просто сядьте с ним и попросите его самого показать вам, в каких группах он состоит, и рассказать о людях, с которыми он переписывается.
  3. Разговаривать и слушать. Обсуждайте разные темы. И при этом соблюдайте правило - меньше говорить, больше слушать. Самое главное, чем вы можете показать ребенку, что он важен, нужен и что он не один в этом мире. Выбирайте время, когда он охотнее будет это делать, и обсуждайте с ним то, что вас беспокоит. Делитесь своими подростковыми воспоминаниями, это позволит вам сблизиться. Не забывайте напоминать ребенку о его уникальности, сильных сторонах личности, способностях, можно даже простить ему странные прически и непонятный стиль в одежде (все проходит, пройдет и это). На данном этапе таким образом происходит его самовыражение, так ему проще ощущать себя частью своего подросткового социума и быть «как все».
  4. Предугадывать проблемы и вопросы возрастных криризисов и готовить к ним ребёнка.

Темы для бесед с ребёнком (до подросткового возраста – в 12-14 лет):

  • «В чём ценность человеческой жизни?» – Беседа строится на позиции, что смысл жизни можно обрести всегда, просто осознав, что есть люди, которым очень нужна твоя помощь и забота, пусть даже самая простая и обыденная. Ты неповторим и ценен как личность.
  • «Выход есть всегда»– измени свой угол зрения на мир и твоя жизнь изменится. За тобой всегда остаётся право выбора. Нам ничего не даётся свыше наших сил.
  • «Безответная любовь» - в случае разрыва отношений, важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен.
  • «Мир внутри нас» – на самом деле другие люди не являются источником наших переживаний и бед, а мы оцениваем конкретные события как катастрофу для себя или возможность (часто и мы убегаем от ответственности за трудности в отношениях).
  1. Общаться с его окружением. Можно обратиться к друзьям, одноклассникам, классному руководителю или тренеру. Возможно, кто-то знает о происходящем в жизни вашего ребенка в данный момент чуть больше, чем вы. Заодно, можно обсудить ваши опасения с другими родителями, узнать, что думают об этом в школе и предпринимают ли какие-то действия.
  2. Поиск альтернативных интересов: Ребенок, который постоянно сидит в социальных сетях и мало интересуется чем-то в реальной жизни, попадает в некий виртуальный транс, который создает у него ощущение «параллельной реальности», зазеркалья. В этом измененном состоянии сознания у подростка ослабляется критичность восприятия, и он легче поддается внушению и манипуляциям. Родителям нужно не просто запретить те или иные действия в интернете, а предложить своему чаду альтернативные занятия, которые смогут вытянуть его в офлайновое пространство.  Особенно действенными будут хобби, которые помогут подростку не только занять время и мозги, но и построить отношения со сверстниками в реальной жизни.
  3. Включение здоровой критичности. Вспомним одно из правил «групп смерти»: как только один из подписчиков интересовался у организаторов, кто они и какие цели преследуют, его тут же изгоняли из сообщества. Чтобы подросток был более устойчивым к манипуляциям, нужно научить его критически мыслить и задавать неудобные вопросы. И воспитывается этот навык в первую очередь в семье. У каждого ребенка должна быть возможность спросить у мамы или папы: «Почему? Для чего мне это делать?». Это дает подростку ощущение значимости собственной персоны, чувство, что он способен и сам сделать какой-то выбор в жизни, а не постоянно следовать указаниям родителей. В таком случае тинейджер не так охотно будет поддаваться чужому авторитету. Обсудите с ребёнком:
  • что такое дружба, как сопротивляться коллективному давлению;
  • для чего существует мода, что украшает и что уродует человека;
  • «всё мне позволительно, но не всё полезно» - какие разрекламированные акции, товары, контент разрушительно влияют на психику.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ:

Есть несколько признаков, которые могут свидетельствовать о том, что подросток впал в депрессию и думает о смерти:

  1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным».

Если с первого класса подросток дружил с Петей из соседнего подъезда и у него была компания в классе, а теперь круг друзей и интересов резко поменялся (в течение 3–5 дней), это тревожный сигнал. Особенно если перемены сопровождаются «просветлением»: подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни — в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.

  1. У ребёнка поменялся режим дня.

Подросток стал ужинать в комнате, меняет время посещений секций и появилась завидная пунктуальность в соблюдении нового распорядка,  садится в одно и то же время (невзирая ни на что). Администраторы таких групп устанавливают над подростком контроль, воспитывая в нем слепое подчинение: указывается время, когда в нее должны заходить участники-единомышленники. Посещение группы становится ритуалом — чем-то важным, запретным и необходимым: получить недозволенное и почувствовать себя одним из избранных — очень важно для подростка. Таким образом, ребенку прививается стадный инстинкт, а, как известно, толпой проще управлять, чем мыслящими индивидуальностями.

  1. Подросток вялый и постоянно не высыпается.

В заданиях социально опасных групп бывают такие, которые нужно выполнять между 4:00 и 5:00  т. е. в предрассветный период.  Это время выбрано специально: во-первых, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным и, что нужно создателям опасных сайтов, разочаровывается в жизни. Во-вторых, организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.

  1. Активные постоянно повторяющиеся рисунки.

У подростков поведение — демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены. Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках. При этом появляются несвойственные ранее изображения, связанные с его новой «идеологией», которые он активно демонстрирует (рисунки бабочек — они живут только один день, и китов (они от отчаяния выбрасываются на берег). Это символика суицидальных групп. Недобрый знак, если в рисунках есть цифры — 57, 58, или 50 — название книги «50 дней до моего самоубийства». Также могут быть и другие цифры. Важно, что они повторяются на рисунках ребенка (на последних листах тетрадей, на руках в виде «татуировок», на школьных принадлежностях и пр.). Цифры присваиваются администраторами группы новым участникам, чтобы убить в них индивидуальность - человек, не имеющий имени и фамилии, —  безликое существо. И эта цифра — порядковый номер самоубийства.

  1. Грустные мысли в постах на соцстраничке.

Если у ребенка возникли суицидальные мысли, он их непременно озвучит (помним, подростки — демонстраторы). 

  1. Появились на теле увечья (царапины, надрезы).

Подростки идут на это из-за аутоагрессии, которая возникает вследствие обиды на окружающих, но которую они не могут выплеснуть в социум. Таким образом злость они вымещают на себе, заглушая душевную боль физической. А «квест» подводит их к черте, убирая страх смерти.

  1. Желание подростка раздать или подарить свои вещи.

Задумав покончить с собой, подросток хочет, чтобы о нем помнили, говорили, плакали, когда его не станет. В этом случае он пытается оставить «след», раздаривая свои вещи, причем самые любимые. Если вы заметили, что у ребенка стали исчезать вещи или он сам приносит вам собранные пакеты с ранее любимой одеждой, книгами, игровыми приставками с просьбой раздать знакомым, — насторожитесь. Обычно дети в этом возрасте — собственники, и даже если им не нужны книги, они хранятся как память о детстве. Не разрешайте расставаться ему с вещами — это может удержать его от суицида.

  1. Разговоры о бессмысленности жизни.

Если  подросток открыто заявляет о своей скорой смерти или косвенно в разговоре подростка часто проскакивают фразы «Что вы сделали бы, если бы я умер?», «Что вы сказали бы на моих похоронах?», «Интересно, красивой я была бы в свадебном платье в гробу?», «Скоро ваши проблемы из-за меня закончатся», «Больше я не буду тебе обузой».
Такие фразы — явный индикатор суицидальных мыслей. Дети хотят узнать, как будут вести себя окружающие, если их не станет, чтобы потом проверить, часто до конца не осознавая, что «воскрешения» не будет. Важно сразу же развенчать миф о мнимой привлекательности и романтичности самоубийства и о том, что суицид решит существующие проблемы.  Покажите ребенку, что мертвецы не могут выглядеть хорошо и кому-то нравиться, — покажите им видео с похорон, фото самоубийц и тех из них, кого нашли не сразу. Конечно, это картины не для слабонервных, но страхотерапия действенна. Расскажите, что родные в траурных одеждах, которые будут плакать у гроба, — это ужасно. А врагам, которым он хочет что-то доказать, будет все равно. А может, они еще и посмеются, ведь они останутся живы.

  1. Сборы и прощания.

Ребенок ведет себя так, как будто собирается в дальнюю дорогу: приводит в порядок дела, убирается в комнате, возвращает одолженное 

КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ НА СЛОЖНЫЕ ТЕМЫ?

  1. Выстраивайте аккуратный позитивный диалог.

Любой разговор с детьми  на столь болезненную тему, нужно выстраивать деликатно и внимательно. Нет смысла спрашивать подростка «в лоб». Лучше действовать исподволь, постепенно завоевывая его доверие – поделиться своими событиями за день, затем поинтересоваться его делами, просить рассказать о том, как у него прошел день, как дела в школе, хорошо ли он спал. Кстати, для откровенного разговора отлично подойдет совместный прием пищи: в такой обстановке легче сблизиться и наладить контакт.

  1. Обо всём спрашивайте ненавязчиво, как будто вам сообщили важную информацию, а вы доверительно, как с другом, делитесь с ним.

Если обнаружили опасные признаки, сразу поговорите с ребенком. Но не стоит прямо говорить, что вы «шерстите» его страничку. Начните разговор о том, что есть группы, которыми управляют администраторы — это специально обученные люди, они манипулируют слабыми, потерянными детьми его возраста. Делайте акцент на слове «манипулятор» — подростки не терпят, когда оказываются в роли «марионетки». Пойдите на хитрость и расспросите его о том, знает ли он, как распознать человека, склонного к суициду. Узнайте, нет ли в его обществе таковых (обычно мысли о самоубийстве — это массовая идея, которая постигает детей целыми компаниями).

Между прочим, спрашивайте, на каких соц.сетях он любит больше «тусоваться» и где бывают его сверстники. Так вы узнаете, чем ваш ребенок дышит, и проявите заинтересованность жизнью подростка, что для его эмоционального равновесия на данный момент важно.
Если ребенок истерит, скажите спокойно: «Почему ты так со мной поступаешь, я же себя с тобой так не веду». Ребенок нуждается в доверительных отношениях, ведь он в таком возрасте чувствует себя одиноким в этом «враждебном» мире.
Потому добавьте: «Я тебе доверяю, не обижай меня».

  1. Важно! Проявлять интерес нужно искренне и внимательно слушать ребенка, что бы он ни сказал. Проявить максимальную тактичность к личности подростка и заинтересованность в его проблемах

Скорее всего, взрослому многое в его словах не понравится. Однако нужно держать себя в руках; ни в коем случае нельзя критиковать идеи подростка или заявлять, что они глупые. Пусть озвучит свою точку зрения, даже если он будет говорить, например, что смерть - это красиво, а суицид – способ перейти в другую реальность. А уже после можно постараться спокойно привести свои доводы в пользу того, что у жизни больше красок и возможностей, чем у смерти.

  1. Снизить эмоциональное напряжение.

 Создайте ситуацию, в которой ваше чадо сможет выговориться – это может быть даже искусственно спровоцированный спор.

Не наказывайте его, даже если обвинения ребенка будут несправедливыми и обидными для вас. Каждую обвинительную фразу ребенка продолжайте: «Ты для меня очень важен, ты мне очень нужен, я слышу, что ты обижен, я понимаю твои чувства…».

Главное — дать ребенку выплеснуть все то, что накопилось у него внутри. Тогда агрессия, направленная на самого себя, уменьшится, плюс он поймет, что для кого-то на земле он все-таки важен и нужен.

  1. И расскажите случаи о себе, в которых вы прошли через трудности в его возрасте, дав ему возможность понять, что вы делитесь сокровенным опытом и доверяете ему свои переживания.

Кроме того, рассказывайте благополучно закончившиеся истории из жизни его сверстников (которых он знает). Для подростков единственный авторитет — ровесники и истории из их жизни. Информацию можно черпать из интернета, СМИ или телевидения. Только «подсовывать» такие материалы нужно между прочим. Например, вы пришли с работы, начните разговор о том, что вы в ужасе от того, что происходит в мире, и не представляете, что с вами случилось бы, если с вашим ребенком произошло бы такое. Выведите ребенка на диалог: покажите ему статью в газете и спросите, знал ли он о гибели 15-летней девочки из Мариуполя и что он относительно этой темы думает.

Что недопустимо в разговоре:

  • Употреблять фразы (даже в ссоре): «Из-за тебя у меня разрывается голова», «Своим поведением ты доведешь меня до больницы», «Как тебе не стыдно, ты мать довел до слез!» и т. п. Они вызывают злость у ребенка на самого себя, ведь на самом деле он любит своих родителей. В результате возникает аутоагрессия, которая подталкивает ребенка на нанесение физического вреда себе.
  • Лезть в душу, задавая вопросы, которые в вашей семье раньше не практиковались: «Как дела на личном фронте?», «У тебя уже был секс с этой девочкой?» и т. п. Во-первых, ребенок постесняется откровенничать и закроется. Во-вторых, если раньше подобные темы не поднимались в семье, подросток начнет подозревать, что за ним началась слежка. Поэтому станет еще больше «шифроваться» — закрывать свои странички от других пользователей, уходить как можно на более продолжительный период из дома, и вам будет труднее понять причину изменений в его поведении;
  • недооценивать проблемы подростка и значимость переживаний подростка (нельзя говорить: «У тебя будет ещё сто таких девочек», «Ты ещё горя в жизни не видел, живешь на всём готовом» и пр.);
  • презрительно высказываться о друзьях, критиковать в грубой форме,
  • подавлять, морализировать и осуждать.

И главное - будьте друзьями ваших детей!  Самое надежное средство профилактики – любовь, принятие и понимание!